Агентство СМИ “Вольный Остров” представляет

 

Микстура для развития сознания.

(Эссе о событиях Двенадцатого Международного Фестиваля Искусств “От авангарда до наших дней”)

“Нам бы взглянуть туда,

Нам бы шагнуть туда,

Нам бы глотнуть хоть глоток вашей юности”

М. Трегер

 

Встречаются люди - не надивишься на них, право: делают нечто прекрасное, дрожащее на грани нереальности и бытия и посему, конечно, плохо оплачиваемое. У нас в Питере их много попадается. Столкнешься, бывает, с таким человеком и - жизнь налаживается. А ежели, вдруг, придется отведать продукта их труда и вдохновения, то и вовсе личная биография может пойти в другую сторону, лучшую и неведомую доселе.

Игорь Ефимович Рогалев, организатор, вдохновитель и Генеральный директор фестиваля быстро переводит разговор с себя на исполнителей. Ведь это они вернули нас в историю эпохи, где все начиналось, вернули музыкой и страстью исполнения этой музыки. Среди них были молодые и талантливые, зрелые и бесконечно компетентные. Они сделали содержание фестиваля. За них поднял бокал на церемонии закрытия директор со словами любви и благодарности.

Актер Евгений Баранов, блестящий декламатор, участник фестиваля, тогда тоже провозгласил тост - “За сумасшедшего человека!”. Достоевщина какая-то, ей-богу! Словно рухнувшая по воле американизированного стандарта жизни и восприятия связь времен, восстановилась теперь, и никуда уже не денется. “Если будет Россия, значит, буду и я…” Фуршет отзвенел. Небольшой и чуть-чуть усталый. Огромным был фестиваль, невероятным: в него вместилось нечто большее, чем просто рефлексия вздрогнувшего времени в нотах и словах, в сполохах черно-белого кино. Это “большее” висело в дрожащем воздухе, когда мы выходили из филармонии на гранитный, предпраздничный Невский. А пожилой профессор консерватории сказал: “Нужен отчет! Завершение! Без этого никак! Мы всегда этого не делаем”.

“Давайте восклицать! Друг другом восхищаться!”

Давайте! Пиар нужен не продуктам потребления и оберткам политических программулек. Они и так вписаны в контекст устойчиво коррумпированной российской действительности. У них есть аналоги, опыт и средства, чтобы начинать и продолжать продавать себя. Пиар нужен сущностям, которые потерялись в воинствующей утробе всепожирающих форм.

Буксует инновационная программа России. Почему никто не спрашивает у Рогалева, как у него получаются инновации: и организационные и содержательные, - которые зацепляют людей и инициируют у них осознание себя, полноты мира и Путей в нем? Как ему позволяется в центральный день фестиваля, 13 марта 2003, в программе “Год 1953”, слить четыре разные жанра искусства: балет, кино, декламацию, музыку, обрамляющую и насыщающую все и всех своей всеохватностью восприятия времени перемен. Экран в филармонии, фрагменты голливудских “Римских каникул” и советских “Верных друзей”. Танец ожившего мыслителя на музыку П. Булеза, динамичный, как юность, на фоне белого, почти офисного полотна в рамке. Слова, воплощенные в стихах, газетной буффонаде и лирической прозе. И звуки, звуки, сплетенные в сюжеты, ткань этического поля, зависшего в воздухе над нами, зрителями. Вокалист Селезнев с сонетами Шекспира на музыку Д. Кобалевского выводит зал на уровень несбывшихся до поры энергий. “Он пел любовь любви послушный”. Ансамбль “Петродуэт” (Д. Петров и А. Рогалева) что-то рушат в моем сознании пляской смыслов Д. Шостаковича. “Вокруг Шостаковича всегда были люди, которые готовы были идти за ним…в тюрьму, в бездну!” - скажет позже Игорь Рогалев, который и затеял эту локальную “революцию сознания” - и не признается.

Полно. Не отрекаются, любя!

Прав профессор Санкт-Петербургской консерватории Кирилл Борисович Соколов – “Нужен отчет!”.

Стравинский и Шостакович не писали для сытых, упростившихся до позиции силы новых буржуа и их прагматичных деток. Они писали о людях, которые бьются за свой когнитивный проект, путаясь в сетях наведенных идей, о верующих атеистах, дерзнувших строить царство Божие на Земле на одном только вдохновении и чувстве локтя. Страна подросток. Россия и сегодня осталась такой, только те, кто помнит свое детство, не дадут соврать – подросток это творчество, мечта, жестокость и произвол. Качнулся маятник. Не пора ли назад? К мечте. 13 марта 2003 года – ключевой полифоничный центр фестиваля. Актер Баранов читает нам слова из 1953-го. Смешно. Грустно. А если наши убеждения будут столь же нелепы через пятьдесят лет? Смейтесь над своей историей, страдайте о ней! “И будет много чугуна и стали на душу населения в стране”.

Куда бежать от себя? В отрицание? Если человек в тринадцать неполных лет любил яростно и страстно, то, что же, с высоты своих пятидесяти - презирать себя за неадекватность избранницы? Так же и с историей. В ней был Сталин и сталинские репрессии, в это же время были Шостакович, Кобалевский, Баснер, Свиридов и Прокофьев, Гроссман, Ахматова и Пастернак, звучала музыка и рождались стихи. Уродливую форму, которую отлил Сталин, люди заполнили энергиями иных миров, и Грааль взорвался. Стенки сосуда не выдержали.

Если, вместо того, чтобы искать виноватых, прослеживать с любовью линии судеб, то выяснится, что в это самое послевоенное тоталитарное время, Бог запросто гулял среди людей - иначе, откуда столько музыки, стихов и восхитительной романтической прозы? От подростка с его вечным другом Зигмундом Фрейдом, таких талантов не дождешься. То ли Всевышний был как-то лоялен к коммунизму, то ли “меж оплывших свечей и вечерних молитв” бродил какой-то еще неведомый духовный пастырь, но в 1953 году, а, точнее, начиная с 1948 года, создавался пласт культуры перехода от страстей по коллективному труду к гимну индивидуальной свободы.

Паровоз взорвался: умер диктатор Сталин в один день с композитором Прокофьевым, - вагоны, набрав прежде невиданную скорость, по инерции ехали в грядущую “революцию сознания” шестидесятых, время физиков и лириков, космической гонки и расцвета полу запрещенной литературы, “где колеблется розовый, немигающий утренний свет”.

Роман И. Ефремова “Час быка” вышел, но был изъят. Его, как водится, доставали и читали. Там было написано про то, что у нас в России случилось. Кому-то было выгодно закрыть простую цивилизационную истину: “лучше быть беднее, но подготовить общество с большей заботой о будущем”. Кто, интересно, за ее прикрытие был даже готов рассекретить западные паттерны потребления? В восьмидесятые поезд коммунизма встал на прикол и далее был втихую сдан в металлолом.

В 2002-м на молодежном семинаре по геополитической стратегии России, юная леди с музыкальным образованием сказала, что, если эпоха не создала своей музыки, значит, никакой эпохи и не было.

Сколько времени нам будут еще светить ремейки? Хотя? Что музыке - взорвавшийся когда-то политический тягач?

Битлз ознаменовали “революцию сознания” в Америке, Американский Университет Мастеров (АУМ) в 60-е годы создал теорию постличиночной, свободной, стадии развития человечества. Российские барды 60-х лирично оплакали недостаток проектности у русской интеллигенции. Вновь объединенная Германия породила в конце 90-х имперские гимны “Rammstein”. Осколки российского Рока разбились об ожидания перемен. Масс культура, заполнившая сегодняшние стадионы, с трудом причисляется к музыке. По крайней мере - к божественной.

У нас в России во время концерта в филармонии не закусывают, а в Австралии - приносят одеяла, расстилают на свежем воздухе в парке, кушают и слушают классическую музыку. Потребление… Чья это мать? Не знаете?

С литературой сегодня тоже – не очень, в вале трудно отделить зерна от плевел, и получается, что юные надежды страны – не читают: клип быстрее и проще воспринимается. Вот только филармония держится, сохраняя свой Храм. Не приживается в ней не качественное, но зрелищное, и пена от культуры не проникает, и даже вездесущий “блат” носит какой-то путаный характер. Играют на сцене молодые и талантливые и, если их взяли выступать по пресловутому знакомству, то, значит, построена пирамида “лучших среди лучших”, значит лучших много, и можно выбрать из них по известному субъективизму человеческих отношений. Из них построен айсберг с большей подводной частью. Выходит - в музыкальной отрасли нет пока кадрового дефицита. Квартеты “Атриум” и “Феникс-квартет” - спасибо Вам за музыку и вклад в историю, спасибо за возвращение в 1953 год, за каштаны из огня, который каждый зритель, турист во времени таскает на свой страх и риск для обогащения пытливого сознания.

Вопит обыватель, в прошлом интеллигент, что гибнет культура, потому что ему лень прочесть анонс и “въехать в тему”. На концертах фестиваля бывало пол зала. Своя аудитория? Нет. Международный пресс-центр “300-летие Санкт-Петербурга” кого мог - ознакомил с программой. Еще объявляли по телевизору. А на лекции по окончании фестиваля И. Рогалев вежливо спросил студентов консерватории, кто был, хотя бы на одном концерте. Молчание отозвалось ему ответом. “Не позволяй душе лениться…” Чем же это так заняли наши души, что, мы пропускаем диалог с космосом? Скучается по эпохе, когда люди знакомились в очередях за книгами. Опять мы не пережили изобилия. Столько всего в театрах, что не ходим никуда, текучка заела,…и зубы вставить и ноги побрить по-современному с шиком, да и отвыкли.

Мы отвыкаем от качественного образования, от работы запоем без сна, от музыки, рвущей сердца. От литературы, задающей вопросы. Мы проживаем в реальности “здесь и теперь”, кушаем или все пробуем на вкус. А потом приходят музыканты, молодые или зрелые, знакомые с историей или равнодушные к прошлому, и силой своего мастерства вызывают в нас воспоминания былых времен или переживания будущего, и мы оборачиваемся и видим боковым зрением уходящую от нас собственную личность, которая могла бы быть, да вот не состоялась.

Какая музыка звучала!

Исполнители словно бы прониклись обостренностью музыкальных сюжетов, пианисты играли мечту и тревогу, вокалисты пели любовь, без права на надежду. Шел 1953 год, гремя индустриальным прорывом, скрипя консерватизмом социальных убеждений, горя коммунальной мечтой о грядущем. Звучали скрипки, осторожно воспевая радости творчества, разбавленные сомнениями “а будем ли живы?”. И Бриттен, живущий вне русских революций, казался слушателям умиротворенным поэтом, по сравнению со Шостаковичем, бьющимся в поиске трансцендентных истин. Музыка – всегда мировая, только отпечаток пространства своего рождения она все-таки несет, как язык не живет без территории, где люди на нем говорят и обозначают метафорами ландшафты.

В 1953 году для нас умер Сталин, зачем-то расстреляли беднягу, злодея – нужное вычеркнуть - Берию, случилась холодная война с империализмом, а занавес железный был обновлен и по-новому вооружен. Для профессора Рогалева с его фестивалем – в 1953 году умер Прокофьев, советские скрипачи завоевали своими талантами Париж, Бергман и Феллини сотворили шедевры этического кино, Пастернак сказал “ Надо умереть самим собой, а не воспоминанием о себе” и закончил роман “Доктор Живаго”.

Две линии хронологии событий с особой скрупулезностью и историческим тактом сделали авторы буклета “От авангарда до наших дней”, редактор и составитель Анастасия Синайская. Бывают же люди! Вот и память осталась в виде текста в твердом глянцевом переплете. В наше время – редкость такую полиграфию, да в качестве увековечивания странного. Однако - получилось.

М. А. Сапоров, создатель независимого кино клуба, участник фестиваля назвал свою программу “Мировой экран 1953 года: Свет и тени”. Он рад сотрудничеству. Он “сидит” на архивах и раритетах и хочет, чтобы они жили, дополняя восприятие музыки и литературы, истории и психологии. Он не очень хороший коммерсант, он прекрасный доктор искусствоведения, киноведения, он увлекающийся человек Он - полезное знакомство для тех, кто ищет осмысления происходящего и любит подлинное кино. На фестиваль он привез отрывки из кинофильмов: “Вечер шутов” (И. Бергман), “Римские каникулы” (У. Уайлер), “Верные друзья” (М. Калатозов), “Звезда” (А. Иванов).

Весь этот разношерстный домен из музыкантов-исполнителей, художников-оформителей, редакторов-составителей, актеров, организаторов, культурологов, дирекции фестиваля, наконец, можно с уверенностью назвать “Хранителями истории в метафорах музыки”. Политологи предрекают нам или расцвет гедонистического бытия, или закат Европы и феодализацию отношений. Храм филармонии стоит, как и все в Санкт-Петербурге – “полдюжины окон на Запад, полдюжины – на Восток”. Если мы шагнем через постиндустриальный барьер в царство свободы выбора Путей – музыка останется с нами, как первичный язык переговоров с небесными сферами. Если мы рухнем в Темные века – Храм музыки сохранит нам историю, записанную нотными знаками.

“Ах, музыкант мой, музыкант, играешь, да не знаешь, что нет несчастных и больных, и виноватых нет…”

автор Е. Переслегина

Hosted by uCoz