Агентство СМИ “Вольный остров” представляет

Балтийский дом тебе товарищ?

 

 

Театральные фестивали – цимис Балтийского дома. Соль его прохладных по зиме залов и холлов, напоминающих эпоху зрелого социализма.

Питерские зрители могут смотреть зрелища с элементами духовности в любых условиях. Для театра не требуются Джим-холлов, потребление еще не захватило творческие продукты, в которые играют живые люди. Вот кино – да, развалившись, жуя… все для благо тела.

Акунинского “Фандорина”, мы с режиссером Н. Кирилловой смотрели с непродаваемого и продуваемого верха, был аншлаг, приставленные стульчики и ледяной зал, все зрители, однако, после перерыва оделись и досмотрели. Потому что московский Молодежный показывал класс. Минимализация в интерьерах, почти тризовская изобретательность декораций и Игра. Подлинная Драма, она же комедия текста и жеста. Все хорошие книги мы читаем про Себя, все хорошие спектакли смотрим о судьбах своей текущей реальности, неважно в каком веке по воле сценария и режиссера играют талантливые актеры.

 

Подкралась или наступила Питерская весна, предчувствующая “Золотую маску”. Пролетел фестиваль Петрозаводского театра. Балтийский дом в марте принимал гостей из стран СНГ и Балтии. Русские театры. Алла Сегалова, режиссер-постановщик Рижского Академического Театра Русской Драмы забыла на сцене цветы…. Это был последний день фестиваля.

Балтийский дом не очень любит прессу. Приходится выпрашивать аккредитацию, подчеркивать свою “нужность”. Или не ходить, потому что заплатить самостоятельно за просмотр хотя бы пяти спектаклей трудновато. А спонсоров у журналиста нет, его свои ноги кормят. Спасибо начальнику местной пресс-службы, мы прошли как уважаемые люди. Было много свободных кресел, и на сцене шло прекрасное и в чем-то даже поучительное театральное действо. Не хватало студентов журфака, молодых социологов, начинающих режиссеров. Обучающей акции не происходило. Впрочем, “Балтийский Дом” на нее и не подписывался. Это “Пресс-центр 300-летия Санкт-Петербурга”, как короткоживущая организация все “землю роет и камни ест”: все рвется связать и отразить культурные или научные форумы города в информационной сети. Все позиционирует себя, как команду деятельных носителей и “разносителей” сюжетов о том, что, где, когда и как. Все участвует и радуется, кипит и наводит мосты международных связей. Здесь был когда-то город заложен, что ж теперь сидеть сиднем? Позиция подростка. Иногда на таких держится мир. У нас царь похожим был, Петром Первым звали.

Существует и другая политика, на западном языке она специализацией называется: “К пуговицам претензии есть?” Эти не любят случайную прессу и случайных студентов, им Хаос не нужен, у них третье начало термодинамики звучит так: “мы в важные очень не лезем, но все же нам счастье дано”. Есть помещение, есть организационная модель, есть связи, есть спонсоры, есть Жюри, есть лица, марка и “хорошее мнение в верхах”.

Но приезжающие театры на “Встречи в России” не знают питерских около культурных разночтений. Они ждут решений Жюри, аплодисментов неспециализированной публики и отзывов о себе не только от парочки “прикормленных” критиков или журналистов.

В большинстве театров пятого международного фестиваля русских театров режиссеры-постановщики по возрасту пережили в творчестве и жизни эпоху застоя, перелома и вкусили “блеск и нищету” современного российского капитализма. Им есть, что сказать своим творчеством помноженном на опыт. Они могут задеть, поставить вопрос, дать ответ, разрушить тупое убеждение, а также растворить злость и затворить любовь. Они – люди искусства. Про них нужно писать и говорить, обсуждать и спорить. Не громить или восхвалять, а рефлектировать их позиции и их спектакли, чтобы потом в процессе так называемой социокультурной переработки что-то осталось в сердце или в голове.

 

“Рок-концерт с Григорием Гориным” спектакль о кризисе наших убеждений, старых как мир советской власти, молодых, как ее мечта о мечте. Человеческие ценности всегда были выше идеологий, и именно они поднимали человека из его социальных бункеров. Уже в американском кино открыто декларируется: “каждый человек во вселенной знает, где добро, а где зло!” Нам ли быть в печали?!

В спектаклях фестиваля было много инноваций формы, а сущность осталась: мечта о счастье, вина и боль, власть и смерть, осознание себя человеком. Вечных сюжетов немного. Но мы все ходим в театр, чтобы увидеть в какой форме сюжет овладеет нами, и наш ли это сюжет. Любая драма – это психодрама для отдельного зрителя. Любая трагедия – это духовный опыт для сидящего в зале. Любая комедия – это смех над собой и принятие других.

Спасибо театру из Белоруссии за чувство истории и музыки, за доброту и несчастливый финал. Спасибо Алле Сигаловой за ниспровергнутые в сотый раз устои танца и движение декораций в ритме чувств, и движение танца в ритме “ наших оценок друг друга со стороны”. Так живем. Так страдаем. Так осознаем и так любим. Спасибо Молодежному театру Узбекистана за “Холстомера”, потому что сюжеты гуманизма от многократного “употребления” великими режиссерами не портятся. Они были созданы во времена Гомера, и будут жить дальше, чтобы мы могли остановиться, оглянуться и посмотреть на свою жизнь изнутри.

Администрация Балтийского Дома проводит фестивали. Если бы их не было, что-то исчезло бы с нашей Питерской земли, и мы бы въехали в прекрасное будущее без нужного и прекрасного атрибута. Спасибо зданию из советского прошлого вместившему в себя сущности российского настоящего. И людям в нем работающим.

А журналисты не кусаются, а студентов, даже и питерских, уже нужно привлекать и оплачивать их присутствие, увы, потому что в мареве зрелищного потока они, по молодости лет выбирают упрощенное, и мы можем лишиться основания пирамиды питерского культурного слоя и достижения режиссеров шестидесятников будут обозначены словом “ботва”.

В далекой Японии, где в театр Кабуки трудно выбраться даже и состоятельному человеку - слишком высока цена билетов – действует правительственная программа “школьникам – исторический аспект культуры” и дорогостоящий традиционный театр наполнен молодыми лицами.

Ау, молодой зритель, учащийся на гуманитария, в Балтийском доме – всегда фестиваль, там всегда новое, там всегда грань веков, конфликт времен, там профессионализм и школа для начинающих!

Будет ли так?

А то тут как-то на пресс-конференции в пресс-центре “300 лет Санкт-Петербургу” министр культуры М.Е. Швыдкой на вопрос о судьбе документального кино в России выразился очень конкретно:

Если и театр по этому пути пустить, то мы получим нечто худшее, чем заказанные статьи заказанным обозревателям и политологам. Мы получим – теневую сцену, формирующую публику под “тех, кто велят”.

 

Держитесь, “Балтийский Дом”! Приглашайте отважные и нетипичные таланты, зовите к себе зрителями молодежь, неудобных журналистов, не превращайтесь в Пиаровский синдикат местничковой культуры, ведите двойную игру, если Вам выкручивают руки! Пожалуйста.

 

Е. Переслегина

 

 

 

Hosted by uCoz