Поезд в огне?

Наталия Кирилова

Родилась в Сталинграде. Режиссер телевидения. Автор сценария и режиссер фильмов: “Бей, колокол!” — 1989 г., “Рок к звездам” — 1989 г., “Score is the Myth” — 1991 г., “Конвой” — 1991 г., “Аванжаж” — 1992 г., “День безумия рока энд ролла” — 1993 г., “Музыка волн, музыка ветра” — 1996-97 г., “Фрагменты репетиции” — 1997 г.

Снимала клипы групп “Аквариум”, “Кино”, “ДДТ”, “Трилистник”, “Колибри”, “Настя” и многих других.

Г.Самсонова-Роговицкая (1950-1995)

Беседа с телевизионным режиссером Наталией Кириловой происходила 1 августа 1998 года. Какова ее актуальность ныне? Судить тебе, читатель.

Александр Гущин: В 1988 году по Ленинградскому, в то время самому передовому на одной шестой части суши телевидению, а затем (в тот же день) по ЦТ был показан клип группы “Аквариум” “Поезд в огне”. Народ в то время разбирался в том, кто лучше, Сталин или Бухарин, в прочих глупостях. И вдруг появляется очень правильный клип, в котором в полном разрезе с идеями “перестройки” было ясно сказано, что “перестраивать”-то, собственно, нечего.

Наташа, ты могла бы напомнить хронологию создания этого клипа?

Наталия Кирилова: Я работала тогда в молодежной редакции, а в музыкальной редакции работала Галя Самсонова-Роговицкая. В очередной раз пригласила меня к себе домой и говорит: “Группа “Аквариум” записала очень интересную песню — “Поезд в огне”. У них на кухне всегда музыка крутилась... Прослушали песню раз десять. Тут же родилась идея клипа. Третьим на кухне был Дюша — Андрей Романов, Галин муж, флейтист группы “Аквариум”. Я сразу сказала, что это “Наш паровоз, вперед лети!”. Моментально появилась мысль о хронике, взрыв храма Христа Спасителя, о костюмах музыкантов — тужурки, полушубки эти дурацкие...

В то время набирала силу программа “Открытая дверь”. Я там работала ассистентом режиссера, впоследствии режиссером. И через эту программу все легче было протащить. Выходила она раз в неделю, по пятницам, в 19-30.

А монтировали мы программу так, чтобы там были пустые, “черные дыры”, в которые в прямом эфире можно было выдать все что угодно. До этого в эфир так никто не выходил.

Б.Гребенщиков и И.Воропаев на сьемках клипа "Полковник Васин" (Поезд в огне").

А.Г.: Паровоз где нашли?

Н.К.: Паровоз нашел Миша Гаврюшин, ассистент режиссера. В паровозном музее, кажется...

А.Г.: Я отвлекусь... Мне кажется, что по форме, по приемам, по монтажу, использованию хроники это был один из первых, если не первый российский видеоклип. До того были лишь полусамодеятельные ролики. После выхода “Поезда в огне” хлынул поток эпигонов. Не обидно?

Н.К.: Нет. Спустя несколько лет мы с Галей Самсоновой-Роговицкой поехали на фестиваль видеоклипов в Алма-Ату, это 92-й год был, так 90 процентов из того, что мы увидели, — повтор “Поезда в огне”!

А.Г.: Сколько денег получила Н.Кирилова за эту работу?

Н.К.: Ноль рублей, ноль копеек.

А.Г.: Не понял.

Н.К.: ......

А.Г.: Наташа, вот когда вы работали, было ощущение, что вы делаете некую очень взрывную вещь? Или нет?

Н.К.: Нет. На самом деле у нас этой мысли не было. Мы, честно говоря, как сказали бы дзен-буддисты, очень оттянулись. Это был глоток воздуха.

А.Г.: Поезд в огне?

Н.К.: Мне кажется, что мы на нем так далеко ускакали... в тупик, что просто все уже пеплом посыпано.

Беседовал Александр Гущин

Hosted by uCoz